Статья 52. Порядок исчисления налога, страховых взносов

Новая редакция Ст. 52 НК РФ

1. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Не применяется с 1 января 2017 г.

2.1. Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

3. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, форма заявления о выдаче налогового уведомления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

5. Сумма налога на прибыль организаций, исчисляемая по консолидированной группе налогоплательщиков, исчисляется ответственным участником этой группы на основании имеющихся у него данных, включая данные, предоставленные иными участниками консолидированной группы.

6. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Комментарий к Статье 52 НК РФ

Налогоплательщик (организация и (или) физическое лицо) самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.

В случаях, указанных в Кодексе, ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных Кодексом.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю (ст. ст. 27 — 29 НК РФ)) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Другой комментарий к Ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации

По общему правилу, закрепленному ст. 52 Кодекса, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Комментируемой статьей также установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случаях, если обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление направляется в срок не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

В случаях, если обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, налоговое уведомление направляется налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

В подпункте 7 п. 1 ст. 32 Кодекса закреплена обязанность налоговых органов направлять налогоплательщику или налоговому агенту в случаях, предусмотренных Кодексом, налоговое уведомление. Подпункт 9 п. 1 ст. 21 Кодекса предоставляет корреспондирующее этой обязанности право налогоплательщиков получать налоговое уведомление (см. комментарии к ст. 21 и 32 Кодекса).

В соответствии со ст. 52 Кодекса в налоговом уведомлении должны быть указаны:

размер налога, подлежащего уплате;

расчет налоговой базы;

срок уплаты налога.

Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом ФНС России от 27 декабря 2004 г. N САЭ-3-05/173@ <*> в целях реализации ст. 244 гл. 24 «Единый социальный налог» части второй Кодекса утверждена форма налогового уведомления на уплату авансовых платежей по единому социальному налогу.

———————————

<*> Российская газета. N 30. 2005. 15 февраля.

Приказом МНС России от 27 июля 2004 г. N САЭ-3-04/440@ <*> в целях реализации п. 9 ст. 227 и п. 5 ст. 228 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Кодекса утверждена форма налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц.

———————————

<*> Российская газета. N 182. 2004. 25 августа.

Приказом МНС России от 15 марта 2004 г. N БГ-3-04/198@ «О формах налоговых уведомлений» <*> в целях реализации ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», ст. 5 Закона РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», ст. 16 Закона РФ «О плате за землю», ст. 363 гл. 28 «Транспортный налог» части второй Кодекса утверждены формы налоговых уведомлений:

———————————

<*> Российская газета. N 78. 2004. 15 апреля.

на уплату налога на имущество физических лиц (приложение N 1);

на уплату налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (приложение N 2);

на уплату земельного налога (приложение N 3);

на уплату транспортного налога (приложение N 4).

Указанными Приказами МНС России установлено, что налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление одновременно с платежным документом ПД (налог).

Форма N ПД (налог) и форма N ПД-4сб (налог) утверждены письмом МНС России и Сбербанка России от 10 сентября 2001 г. N ФС-8-10/1199/04-5198 <*>, которым также установлено следующее:

———————————

<*> Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. N 11.

уплату налогов (сборов), пеней и штрафов налогоплательщиками — физическими лицами в бюджетную систему Российской Федерации рекомендуется осуществлять платежными документами формы N ПД (налог);

в случае, если бланк формы N ПД (налог), предъявленный налогоплательщиком, не может быть принят структурным подразделением Сбербанка России по причине несоответствия его размеров рабочему полю печатающего устройства, плательщику предлагается заполнить бланк формы N ПД-4сб (налог) на основании бланка формы N ПД (налог);

для плательщика уплата по формам N ПД (налог) или N ПД-4сб (налог) является равноценной.

Письмом ФНС России и Сбербанка России от 18 февраля 2005 г. N ММ-6-10/143/07-125В <*> в целях совершенствования технологии приема и обработки информации из платежных документов физических лиц при расчетах с бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации для уплаты налогов (сборов), пеней и штрафов через обособленные структурные подразделения Сбербанка России взамен утвержденных письмом МНС России и Сбербанка России от 10 сентября 2001 г. N ФС-8-10/1199/04-5198 бланка формы N ПД (налог) (приложения N 1 и N 4) и реквизитов платежных документов форм N ПД (налог) и N ПД-4сб (налог) (приложение N 3) введены новый бланк платежного документа формы N ПД (налог) (приложения N 1 и N 3 к письму от 18 февраля 2005 г.) и Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в платежном документе (извещении) физического лица (форма N ПД (налог)) на уплату налогов (сборов), пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации (приложение N 2 к письму от 18 февраля 2005 г.).

———————————

<*> Финансовая газета. 2005. N 14.

Письмом ФНС России и Сбербанка России от 18 февраля 2005 г. N ММ-6-10/143/07-125В также предусмотрено, что бланк платежного документа (извещения) физического лица формы N ПД (налог) будет направляться в заполненном виде налогоплательщикам — физическим лицам вместе с налоговым уведомлением согласно ст. 52 Кодекса или вместе с требованием об уплате налога (сбора) согласно ст. 69 Кодекса.

Статья 52 Кодекса устанавливает порядок направления налогового уведомления:

налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения;

в случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Оцените работу:
( Пока оценок нет )
Налоговая Служба