Статья 132. Нарушение банком порядка открытия счета

Новая редакция Ст. 132 НК РФ

1. Открытие банком счета российской организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через отделение, аккредитованному филиалу, представительству иностранной организации, индивидуальному предпринимателю, счета инвестиционному товариществу при отсутствии сведений о соответствующих идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, открытие счета иностранной организации, не указанной в подпункте 1 пункта 1 статьи 86 настоящего Кодекса, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица

влекут взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

2. Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, нотариуса, занимающегося частной практикой, или адвоката, учредившего адвокатский кабинет, счета инвестиционного товарищества

влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей.

Комментарий к Статье 132 НК РФ

Нормы, указанные в комментируемой статье, посвящены особому виду нарушений законодательства о налогах. Эти нарушения следует отличать от налоговых правонарушений.

Необходимо понимать, что под термином «банки» (указанным в комментируемой статье, равно как и во всех других нормах гл. 18 НК РФ) имеется в виду — это не только собственно коммерческие банки, но также и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций (ст. ст. 11, 45, 46, 60, 76, 86 НК РФ).

Прежде чем охарактеризовать объективную сторону указанного в комментируемой статье правонарушения, необходимо пояснить значение еще одного определения, а именно:

счет — это:

— расчетный, текущий, валютный (транзитный или текущий) счета, открытые в установленном порядке в банках, иных кредитных организациях;

— иные счета, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 11 НК РФ).

Нужно понимать, что в комментируемой статье не имеются в виду депозитные счета организаций и индивидуальных предпринимателей (так как с них нельзя совершать операции по перечислению денежных средств другим лицам, п. 3 ст. 834 ГК РФ). Поэтому, если банк не сообщил в налоговый орган об открытии такому налогоплательщику депозитного счета (иного счета, с которого не производятся расходы и на который не зачисляются денежные средства, поступившие от других лиц), то нет объективной стороны данного состава правонарушения.

Итак, банк привлекается к ответственности на основании комментируемой статьи, если открывает счет организации или индивидуальному предпринимателю (ст. 19 НК РФ), нарушая при этом установленный законом порядок. Однако следует распространять правила комментируемой статьи и на случаи открытия счета налоговому агенту (ст. 24 НК РФ), плательщику сборов, если они являются организациями и индивидуальными предпринимателями. Этот вывод сделан на основании анализа правил ст. 23, п. п. 3, 4 ст. 24, ст. ст. 51, 84, 86, 118, 132 НК РФ.

Перечислим нарушения, за которые банк несет ответственность согласно комментируемой статье:

— без предъявления индивидуальным предпринимателем или организацией, нотариусом, занимающимся частной практикой, или адвокатом, учредившим адвокатский кабинет свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Этот документ выдается на бланке установленной формы в соответствии с правилами п. 2 ст. 84 НК РФ;

— при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам лица, которому открывается счет. Такое решение принимается руководителем (его заместителем) налогового органа в соответствии со ст. 76 Налогового кодекса и направляется налоговым органом банку (с одновременным уведомлением этого лица) и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения банком указанного решения (ст. 76 НК РФ). Тем не менее банк открывает счет, чем совершает нарушение, предусмотренное ст. 132 НК РФ.

Сравнительный анализ правил п. п. 1 и 2 комментируемой статьи показывает, что имеются существенные различия между объективной стороной правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 132 НК РФ, и объективной стороной правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 132 НК РФ.

Объектом анализируемого правонарушения является установленный порядок открытия банками счетов для индивидуальных предпринимателей, организаций, нотариусов, занимающихся частной практикой, или адвокатов, учредивших адвокатский кабинет а также представления сведений об открытии или закрытии счетов индивидуальных предпринимателей и организаций. При этом виновный нарушает целый ряд правовых норм настоящего Кодекса (например, ст. ст. 76, 84, 86 НК РФ), других актов законодательства о налогах, а также требования иных федеральных законов (например, ГК, Закона о банках, Закона о налоговых органах и др.). Опасность данного правонарушения состоит в том, что оно способно нарушить деятельность налоговых органов по учету налогоплательщиков, создает последним благоприятные условия по сокрытию своих доходов, дает возможность банкам неправомерно пользоваться денежными средствами, подлежащими уплате в бюджет.

Субъектом данного правонарушения является только организация. Дело в том, что банковскую деятельность вправе осуществлять лишь:

а) банки, то есть кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

— привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

— размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

— открытие и ведение банковских счетов (ст. ст. 1, 5 Закона о банках);

б) иные (небанковские) кредитные организации, т.е. юридические лица, которые вправе на основании лицензии ЦБ РФ осуществлять отдельные банковские операции (в данном случае по открытию и ведению счетов для индивидуальных предпринимателей и организаций).

Анализ правил ст. ст. 3, 108, 114, 132, 136 НК РФ позволяет нам сделать еще ряд важных выводов:

1) к банкам нельзя применять правила п. 7 ст. 3 НК РФ, так как они касаются только налогоплательщиков и плательщиков сборов;

2) к банкам не могут применяться правила п. 6 ст. 108 НК РФ, так как они касаются лишь налогоплательщиков и применяются за совершение налоговых правонарушений;

3) банки могут привлекаться к ответственности и как налогоплательщики (в этом случае соответственно на них распространяются правила норм гл. 15 и 16 НК РФ), и как кредитные организации, которые нарушают правила открытия счетов в банке (в этом случае они несут ответственность также по нормам гл. 18 НК РФ, в частности по ст. 132 НК РФ). Нужно учесть, что в соответствии со ст. 15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или ОВФ влечет наложение административного штрафа на руководителей банков в размере от 10 до 20 МРОТ. Те же деяния, совершенные при наличии у банка решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам лица, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц банка в размере от 20 до 30 МРОТ.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется наличием уменьшенной формы вины, ибо невозможно себе представить, чтобы данное нарушение было допущено по неосторожности. Другими словами, банк действует:

— или с прямым умыслом. То есть банк осознает, что грубо нарушает установленный законодательством порядок открытия счетов (или представления сведений в налоговый орган), предвидит неблагоприятные последствия своих действий (например, то, что налоговым органам не будет известно об открытии счета) и желает их наступления;

— или с косвенным умыслом. То есть банк осознает, что нарушает порядок открытия банковского счета (или представления сведений в налоговый орган), предвидит, что в результате охраняемым законом интересам будет причинен вред, прямо не желает наступления таких последствий, хотя сознательно их допускает.

Характеризуя меры ответственности, предусмотренные комментируемой статьей, следует иметь в виду, что:

а) нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.; несообщение сведений об открытии или закрытии счета влечет взыскание штрафа с учетом правил ст. 136 НК РФ в размере 20 тыс. руб.;

б) при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства, указанного в п. 1 ст. 112 НК РФ, размеры штрафов, указанных в ст. 132 НК РФ, подлежат уменьшению не менее чем в два раза;

в) при наличии обстоятельства, указанного в п. 2 ст. 112 НК РФ, размеры штрафов, установленных в комментируемой статье, подлежат увеличению на 100% (ст. ст. 112, 114, 136 НК РФ).

Об отличиях данного правонарушения от нарушения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам см. ст. 134 НК РФ и комментарий к ней.

Другой комментарий к Ст. 132 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Пункт 1 ст. 132 Кодекса предусматривает ответственность банков за открытие счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии одного из следующих обстоятельств:

если эта организация или этот индивидуальный предприниматель не предъявили свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица.

Предъявление организациями, индивидуальными предпринимателями свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве обязательного условия при открытии банками счетов этим лицам установлена п. 1 ст. 86 Кодекса (см. комментарий к ст. 86 Кодекса).

Запрет банку открывать организации новые счета при наличии решения о приостановлении операций по счетам этой организации установлен п. 9 ст. 76 Кодекса (см. комментарий к ст. 76 Кодекса).

Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 10 апреля 2002 г. N 5985/01 <*> указал, что п. 1 ст. 132 Кодекса не предусматривает ответственность банков за открытие счета организации, не подлежащей постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Организацией, о которой идет речь в Постановлении, является иностранное юридическое лицо, которое, не будучи налогоплательщиком, не могло предъявить банку свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (до налоговых органов Постановление Президиума ВАС России доведено письмом МНС России от 9 августа 2002 г. N ШС-6-14/1215 <**>).

———————————

<*> Справочные правовые системы.

<**> Справочные правовые системы.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.7 КоАП открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ.

2. В пункте 2 ст. 132 Кодекса установлена ответственность банков за несообщение налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем, т.е. за неисполнение обязанности, установленной п. 1 ст. 86 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 86 Кодекса банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета (см. комментарий к ст. 86 Кодекса).

Формулировка текста п. 2 ст. 132 Кодекса позволяет сделать вывод о том, что правонарушение имеет место только при несообщении налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя, но не при несвоевременном сообщении таких сведений.

Разрешая конкретное дело, Президиум ВАС России в Постановлении от 10 апреля 2002 г. N 3611/01 <*> указал, что ответственность в случае несвоевременного сообщения налоговому органу об открытии или закрытии счетов организациям, в том числе за нарушение срока, установленного п. 1 ст. 86 Кодекса, в п. 2 комментируемой статьи не установлена. В Постановлении от 17 апреля 2002 г. N 755/02 <**> Президиум ВАС России также указал, что ответственность за несвоевременное сообщение банком об открытии счета Кодексом не предусмотрена и что расширительное толкование положений ст. 132 Кодекса недопустимо (до налоговых органов указанные Постановления Президиума ВАС России доведены письмом МНС России от 26 июля 2002 г. N ШС-6-14/1099 <***>).

———————————

<*> Справочные правовые системы.

<**> Вестник ВАС РФ. 2002. N 10.

<***> Справочные правовые системы.

О том, что основанием применения к банку ответственности, установленной п. 2 ст. 132 Кодекса, является несообщение им налоговому органу сведений об открытии (закрытии) налогоплательщиком счета, а не несвоевременное сообщение таких сведений указано и в п. 21 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса. В качестве обоснования такой позиции в Обзоре указано следующее:

понятия «неисполнение» и «несвоевременное исполнение» какой-либо обязанности всегда разграничивались отечественным законодательством. В самом Кодексе, в частности в ст. 116, 119, 126, 129.1, 133, 135, специально упоминается о том, что предусмотренная ими ответственность наступает при нарушении срока исполнения соответствующей обязанности;

с этой точки зрения следует обратить внимание и на норму ст. 118 Кодекса, поскольку она в известном смысле «перекликается» с нормой п. 2 ст. 132 Кодекса. Согласно ст. 118 Кодекса подлежит взысканию штраф за нарушение налогоплательщиком установленного Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке;

в процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности, в том числе по мотиву логичности и целесообразности такого расширения;

поэтому, учитывая, что в п. 2 ст. 132 Кодекса прямо указывается на наступление ответственности в случае «несообщения» соответствующих сведений налоговому органу, в рассматриваемой ситуации данная ответственность не может быть применена.

В Постановлении от 4 июля 2002 г. N 10335/01 Президиум ВАС России указал, что при уведомлении налогового органа об открытии текущих валютных счетов налогоплательщикам оснований для привлечения банка к ответственности, установленной ст. 132 НК, за несообщение об открытии транзитного валютного счета нет (до налоговых органов Постановление Президиума ВАС России доведено письмом МНС России от 2 сентября 2002 г. N ШС-6-14/1355). Как указал Президиум ВАС России, транзитный валютный счет открывается параллельно текущему валютному счету, независимо от волеизъявления организации, и, следовательно, уведомление об открытии текущего валютного счета одновременно свидетельствует и об открытии транзитного валютного счета.

В Постановлении от 27 января 2004 г. N 12024/03 <*> Президиум ВАС России пришел к выводу, что в случае, если банк направил уведомление о закрытии расчетного счета в налоговый орган по месту учета филиала юридического лица, то обязанность по сообщению этих сведений в налоговый орган в установленный законом срок банком выполнена. Следовательно, отметил Президиум ВАС России, несообщение банком указанных сведений в налоговый орган по месту учета самого юридического лица состав налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 132 Кодекса, не образует.

———————————

<*> Вестник ВАС РФ. 2004. N 6.

В письме МНС России от 15 ноября 2002 г. N ММ-6-09/1768@ «О сообщении банками в налоговые органы сведений об открытии (закрытии) корреспондентских счетов» разъяснено, что кредитные организации, их филиалы, а также учреждения Банка России обязаны исполнять норму ст. 86 Кодекса о сообщении банками сведений об открытии (закрытии) корреспондентских счетов.

МНС России письмом от 4 октября 2004 г. N 24-1-10/700@ разъясняло, что банки обязаны сообщать в налоговые органы и об открытии (закрытии) счетов адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, и напоминало, что несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета этим лицам влечет применение мер ответственности, которые установлены ст. 132 Кодекса.

Частью 2 ст. 15.7 КоАП установлено, что открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ.

Оцените работу:
( Пока оценок нет )
Налоговая Служба